Продолжаю рассказ о посещению трёх маяков. Первую часть можно прочитать здесь.Маяк в Гданьске"Прекрасный маяк. Его не попутать с ничем другом!", сказала с удовольствием Эйтне. "Я уже опасалась, что мы его не найдём. А всё потому, что этот лепрекон спрятанный в КПК плохо подсказывал дорогу!"
"В-первых, это не лепрекон, только голос славного польского рейдового водителя", сказал я терпеливо. "Во-вторых, благодаря этому мы видели памятники старины в Гданьске".
"Ну, не совсем", фыркнула муза. "Только через окно. Хотелось бы погулять..."
"Эни, ты ведь знаешь, что у нас слишком мало времени".
Мы стояли перед маяком в Новом Порте. Гданьск приветствовал нас дождём, кроме того GPS в авте несколько раз обманул меня, и в результате мы поехали не так, как хотели. Эйтне обозвала устройство "слепом лепреконом" и ещё чем-то на гаэлике. Но это не мешало ей пищать от восторга, когда мы ехали по улицам Гданьска.
"Крис, какой город прекрасный! Мы посетим его, ладно? Обещай мне, пожалуйста... Ух ты, памятник какой! А это, что такое? Старинный кран?"
Она щебётала почти всю дорогу, я не успевал отвечать и обещал честно, что если только будет возможность - мы посетим Гданьск...
читать дальше (много слов и фото)
"Он старинный, мне кажется. Интересно, действующий он? Кажется, там новые кирпичи в стене, по крайней мере - они отличаются от остальных. Почему?"
"Мне кажется, что он не действует, Эни. Его вероятно починили, потому кирпичи отличаются. Это музей, его заменили маяком в Северном Порте. Ты видела его, я указывал тебе."
"Э-э-это чудо они заменили таким безобразием?!", Эйтне заикнулась от возмущения. "Как они могли?"
"Зни, не волнуйся. Благодаря этому мы можем посетить это чудо. Кстати, говорят, что этот маяк - самый красивый на польском побережье..."
"А это здание? Наверное портовое управление..."
Здание портового управления
У входа маяка сидели две женщины, у которых я купил билет. Они рассказали нам много о маяке, и теперь муза поднималась по лестнице и восхищалась.
"О, они настоящие смотрители", говорила она. "Столько знают о своём маяке... И они любят его, это очевидно. Я не думала, что этот маяк такой старый, он очень ухаженный. И ещё у него есть шар времени... Крис, что это такое, я не совсем поняла..."
Шар времени на верхушке маяка
"Шар времени это устройство, которое помогало капитанам находащихся в порте кораблей подстроить бортовые хронометры. Это наступало всегда в полдень. Точно в 11.55 этот шар тянули ручно до половины маста. В 11.58 его подтягивали, тоже ручно, на верхушку. И наконец, точно в 12.00 в маяке принимали телеграфичкский сигнал. Под воздействием импульса генерированного этим сигналом избавлялась зацепка шара, который опадал вниз - и тогда на кораблях регулировали хронометры."
"И он действует, шар этот? "
"Да, он действует. В 10, 12, 14, 16 и 18 часов. Согласно сигналу из Маинфлинген, поблизости Франкфурта. Эни, это единственный действующий шар времени в Европе. Хотя нет - кажется, в Великой Брытании тоже есть один... только не знаю, действует ли он."
"Восхитительно, что есть люди, которые реконструировали такое полезное устройство", сказала муза с уважением. "Во, какая лестница узкая. Крис, какая высота этого маяка?"
"Примнерно тридцать один с половиной метра."
Лестница в маяке
Лестница наконец окончилась и мы нашлись в небольшом помещении, в которым находился старый источник света. На стенах находились картинки с описанием истории маяка и шара времени. Узкая дверь вела на террасу окружащую башню.
"Ты говорил, что он не светит", сказала Эйтне. "А ведь лампа есть, и она светит..."
"Это всего лишь муляж, Эни", ответил я. "Только для туристов, не для кораблей".
Источник света
Дверь террасы
Мы посмотрели все картины, наконец вышли на террасу. Вид был потрясающий, несмотря на мелкий дождь. Но я жалел, что погода испотрилась. В солнечный день из этого маяка можно увидеть Хель, согласно словам женщин-смотрителей.
"Крис, не жалей, вид ведь прекрасный", сказала муза, которая как всегда отлично чувствовала мои мысли. "Лучше скажи, что видно оттуда..."
"Главной мерой - Гданьск", улыбнулся я. "Но я хочу сказать тебе о другом. Здесь, именно на этом месте началась самая ужасная война моего мира. Семьдесят два года назад в этот канал вплыл большой военный корабль, линкор "Шлезвиг-Гольштейн", и остановился вон там, на крае. И утром, первого сентября, он начал обстрел польского военно-транзитного склада, Вестерплатте. Склад был там, где теперь стоит этот большой памятник".
4 фото с террасы маяка
На террасе

Вход в портовый канал

Там на крае стоял линкор...

Вестерплатте. В центре виден памятник.
"Защитники имели приказ держать оборону через 12 часов. Они удержали Вестерплатте неделю, несмотря на тяжелые атаки подразделений неприятеля, обстрел линкора и других кораблей, воздушные атаки штурмовиков. У них была всего одна пушка и четыре миномёта, которых они скоро потеряли. Но они успели отлично их использовать против отрядам врага..."
Я оборвал. Не хотел говорить Эйтне, что первым выстрелил пулемёт, когорого немцы установили на маяке.
Но муза не обратила внимания. Она задумчиво смотрела на памятник Вестерплатте.
"Героический бой защитников Вестерплатте связал большие силы врага, в том числе - линкора и особый батальон саперов", продолжал я. "Кроме того, этот бой был моральной поддержкой для других в их борбе с захватчиками. По радио все слышали ведомость: "Westerplatte broni się nadal". Это дарило силы и надежду..."
Муза взглянула на меня, в её глазах были слёзы.
"Крис, это так ужасно... Почему люди всё ещё хотят драться, по любой причине? Ведь этот мир у вас один, его хватит всем, только надо остановится, подумать... Я не понимаю этого... ведь хватит историю почитать."
Она поймала меня за руки.
"Крис, знаешь... Серость в мире Эръю это следствие древней войны. Мы, Ard Sidhe, не всегда были мирные. Правду говоря, мы слишком часто воевали. И наконец мы довоевались... Нас победили милезияне и мы были вынуждены перейти со своего родного мира в Эръю, под холмами Ши. Но мы не успели закрыть точно врат и проклятие милезиян достигло нас... Не повторите этой ошибки. Нам было куда уйти, с Серостю мы как-нибудь справимся - но у вас нет другого мира, только тот. Берегите его."
Она смахнула слёзы, улыбнулась.
"Хватит грустить. Давай вернёмся внутрь, я там видела лестничку, интересно, куда она ведет..."
Лестничка
По этой лестнице мы вылезли на "чердак" маяка
На "чердаке" (3 фото)
Благодарности для смотрителя

Очень хороший барометр

Механизм шара времени
"Во, какой замечательный смотритель", заметила с удовольствием Эйтне, когда мы уже прочитали все дипломы и благодарности для владелца маяка, Стефана Яцка Михаляка. "Я восхищаюсь им, у него в сердце очень мощный Свет. Он спас этот маяк, буквально - отреставрировал , восстановил шар времени... Он настоящий Смотритель, благодаря таким людям есть в мире надежда..."
"Да, он бизнесмен, инженер, физик, путешественник, писатель, меценат, даже скульптор", сказал я. "Когда в 1984 году погасили свет на этом маяке, он стался ненужным. Была реальная угроза сноса маяка, к счастью господин Михаляк поинтересовался им. Он долгие время старался купить его, наконец мэр Гданьска согласился. И да, он спас этот маяк, спас часть истории Гданьска..."
Когда мы уже спускались по лестнице, Эйтне всё-таки заметила ЭТО окно.
Окно
Именно сюда начался пулемётный обстрел Вестерплатте
Текст надписи:
"Из этого окна в 1 сентября 1939 года, в 4.45 утра, в направлении польского Вестерплатте были сделаны первые выстрелы Второй Мировой войны. Этой войны, которая поглотила 55 миллионов жертв."
"Это к-к-как?!", спросила дрожащим голосом Эйтне, когда прочитала надпись. "Они... они отсюда стреляли? Из маяка?!"
Она взволновалась так, что не была в силе говорить дальше. Я прижал её и успокаивающе погладил по волосам.
"Эйтне, это была война. Для закрытия и поддержки атакующих Вестерплатте, этот маяк - самое хорошее место. Что поделаешь..."
Я не окончил. Эйтне оборвала меня одним гневным взглядом.
"Крис, ты не понимаешь?! Это маяк, источник света, симболь надежды - нет, я плохо говорю, это иногда самая единственная надежда для тех, которые потеряли путь на море! А эти... эти...", муза явно прикусила язык, чтобы не ругаться. "Они осквернили его! Это хуже, чем погасить Свет! Это как убить надежду, понимаешь?"
Она сделала глубокий вдох, явно пробуя взять себя в руки. Я смотрел на неё в изумлении - не знал, что сказать.
"Что случилось с теми, которые стреляли отсюда?", спросила Эйтне, уже более спокойно.
"Защитники ответили выстрелами со своей единственной пушки. Второй снаряд попал непосредственно в окно. Все пулемётчики погибли на месте. Рядом маяка были ещё другие обстановки пулемётов - защитники разбили почти все."
"Правильно", муза кивнула головой мстительно, в её глазах пылали зелёные огни. "И что было дальше? Что случилось с маяком?"
"Несколько минут позже линкор возобновил обстрел Вестерплатте и уничтожил пушку защитников. А маяк... он был серьёзно поврежден. Но немцы починили его, потому у него эти "новые" кирпичи, которые мы видели снаружи".
Эйтне посмотрела через окно на Вестерплатте, потом на надпись, и задумчиво сказала:
"Всё-таки, Свет победил. Этот маяк всё же существует, у него есть хороший Смотритель, его посещают люди. Он снова дарит надежду. А тех, которые осквернили его, никто хорошо не воспоминает..."
Продолжеине следует...