Маяки - самые волшебные места на побережье. Нет двух одинаковых маяков, да и их свет всегда уникален - и это связано не только с правилами навигации, но и с собственной натурой каждого маяка.
А ещё маяки - обычно места с длинной историей. Когда встать рядом с ними, а ещё лучше подняться на верхушку или даже войти в фонарь - можно много узнать. Надо только хорошо прислушиваться, и тогда можно услышать тот тихий, неспешный шёпот. Маяки, как и их смотрители очень любят рассказывать свои истории...
Но прежде всего маяки - это вестники надежды, носители Света. Это хорошо видно, когжа встанешь ночью рядом с работающим маяком и посмотришь на море, на которым Свет создает узкие тропинки. Ночью маяк не рассказывает истории - он слишком занят. Но некоторые маяки тогда напевают песни. Они без слов, а по крайней мере нам их не понять. Но они очень красивые.
Маяки бывают очень разными. Одни из них - величественныые гиганты, которых башни видны издалека. Другие - совсем маленькие, их можно иногда заметить лишь почью.
Некоторые стоят на краю побережья или прямо в море. А вот некоторые прячутся в лесу, робко выдвигая фонарь над кронами деревьев.
Есть среди них красавцы, построенные с вкусом и согласно архитектурным трендам данного времени. Но есть и такие "рабочие лошадки", которых часто строили из того, что было под рукой.
Множество из них стоит неподвижно, задумчиво смотря на море. Но есть и такие, которые не могут долго устоять на одном месте - это плавучие маяки, небольшие суденышка со светлой душой.
Все они - разные. Но все они очень любят людей, любят общаться с ними. Даже те, у которых давно погас Свет, но башня или судно сохранились - ждут нас и всегда хотят рассказывать нам свои истории.
Я видел все польские маяки, поднимался на все, на которые можно было войти. Когда побывал в Кронштадте и на Ладоге, я встретился с тамошними маяками, но не можно было на них подняться.
Я - большой любитель маяков. Когда только могу, я их посещаю, смотрю на их Свет, слушаю их рассказы и песни. Я раньше писал о них подробно, но хочу показать вам ещё раз портреты польских маяков. Про питерские и ладожский я
написал отдельно. Итак, поехали
начинаем с запада и движемся на восток
Маяк Свиноуйсьце
Маяк Свиноуйсьце - самый высокий на польском побережье и один из самых высоких в мире (15-тый среди "традиционных" и самый высокий в мире кирпичный маяк).
Его построили в 1854-1857 годах, но о маяке на этом месту упоминается уже в 1805 году. Высота башни это 64,8 метра - чтобы подняться на верхушку, надо перейти 308 ступеней в фонарь войти нельзя, но можно выйти на галерею под ним.
В фонаре светит лампа накаливания, помещена в линзе Френеля первого класса.
Маяк как единственный в Польше светит белым (морской сектор) и красным светом (сектор Щетинского залива). Высота света это 65 метров над уровнем моря, его дальность - 27 мМ (белый) и 9 мМ (красный). Период свечения это 5 секунд, причем свет горит 4 секунды, затем гаснет на одну.
Маяк записано в реестр памятников старины.Створнй маяк Свиноуйсьце-Мельница
Створнй маяк Свиноуйсьце-Мельница - уже не работает, но когда-то он был передним маяком створа главного портового канала. Однако, свет у него сохранился, хотя, насколько я знаю, он уже не считается как навигационный.
Теперь это просто место встреч Он маленький, высотой в 10 метров. Был построен в 1873-1874 годах. Является одним из символей города Свиноуйсьце.
С ним связана есть очень интересная легенда - что он давным-давно был обычной мельницей, владелец которой, старый мельник, умел омолаживать людей. Но когда мельник умер - секрет был забыт...Маяк Кикут
Маяк Кикут - отшелник в сердце заповедника острова Волин.
Это бывшая смотрительная башня, на верхушке которой в 1962 году построили фонарь. Одновременно этот маяк является первым вполне автоматическим на польском побережье - у него никогда не было своего смотрителя, так что он немного грустит и очень рад гостям правда, попасть внутрь нельзя, именно из-за отсутствия смотрителя.
Так как маяк стоит в заповеднике, идти к нему надо по лесной дороге, почти пять километров. Попутно можно встретить жителей леса
В фонаре светит лампа накаливания, помещена в линзе Френеля.
Высота башни это лишь 18,2 метра, но так как маяк стоит на холме, высота его света становится самой большой на польском побережье - 91,5 метра над уровнем моря. Дальность света - 16 мМ. Период свечения это 10 секунд, причем свет горит 5 секунд, затем гаснет снова на 5.Маяк Нехоже
Маяк Нехоже - один из нескольких красавцев
Был построен в 1860-1866 годах. Один из самых красивых польских маяков - и первый, на который я поднялся. В фонарь заходить нельзя, но можно выйти на галерею пониже. Башня маякя стоит будто на крыше дома смотрителя Радом находится парк миниатюр всех маяков польского побережья, очень рекомендую посетить его
Маяк был построен на высоком клифе, который после Второй мировой войны был укреплён волнорезом. В 1945 году маяк был обстрелян со стороны моря, в результате обстрела был сильно поврежден фонарь.
Высота башни это 45 метров, высота света - 62,8 метров над уровнем моря, его дальность 20 мМ. Период свечения это 10 секунд, причем свет горит только 0,45 секунд, затем гаснет на 9,55. В фонаре светит лампа накаливания, помещена в линзе Френеля первого класса. Причем, по моим наблюдениям, там ещё находится вращающаяся диафрагма, сама лампа светит постоянно.
Дополнительно у маяка есть разноцветный "световой наряд" для башни, который виден лишь со стороны суши.
Маяк и его окружение введено в реестр памятников старины.Маяк Колобжег
Маяк Колобжег - с виду маленькая крепость.
Маяк в нынешнем виду был построен взамен своего брата, который был взорван немцами во время боев за город Колобжег. Его построили в 1947 году на немного другом месте, пользуясь основаниями старого форта - оттуда и характерный, единственный в Польше вид этого маяка. Он одновременно является памятником победы над фашизмом.
Упоминания о маяке в Колобжеге были уже в 1666 году, но первую башню построили только в 1899 году - до того момента лампу ставили на волнорезе или на каком-то высоком здании. У маяка есть интересный вход в башню - очень тесный, буквально на одного человека шириной, благодаря которому некоторые туристы не хотят заходят внутрь, думая, что такая дорога ведёт на верхушку. На самом деле это только несколько метров, дальше мы попадаем в очень просторную башню. К фонарь можно войти - в ним светит лампа накаливания, помещена в линзе Френеля первого класса. Доступна также галерея ниже фонаря.
Высота башни - 26 метров. Свет находится на высоте 36 метров над уровнем моря, его дальность 16 мМ. Период свечения это 3 секунды, причем свет горит одну секунду, затем гаснет на две.Маяк Гонски
Маяк Гонски - второй по высоте на польсклм побережье.
Название маяка довольно забавное - в переводе значит буквально "гусята" Был построен в 1876-1878 годах, причем строительные материалы поставляли на судах и выгружали их на специально построенный временный мол. Рядом с башней находится дом смотрителей и сарай, записанные вместе с маяком в реестр памятников старины. Если вам повезёт и встретитесь со смотрителем, ждите интересного рассзаза
В фонаре светит лампа накаливания, помещена в линзе Френеля. Увы, в фонарь входить нельзя, для туристов доступна лишь удобная галерея ниже его.
Высота башни - 49,8 метра (внутри 190 ступеней, причем крутых). Маяк стоит на небольшом клифе, так что свет находится на высоте 51,1 метра над уровнем моря, его дальность 23,5 мМ. Это первый в очереди маяк, который передает световую комбинацию, похожую на букву U на азбуке Морзе. Период свечения это 15 секунд, последовательность - свет 2,5 секунды, перерыв 1,2 секунды, свет 2,5 секунды, перерыв 1,2 секунды, свет 6,4 секунды, перерыв 1,2 секунды.Маяк Дарлово-Дарлувко
Маяк Дарлово-Дарлувко- самый близкий к морю.
Небольшой маячок, единственный на польском побережье, которого во время шторма достигают волны. Зимой у него есть обычно красивый ледяной наряд, однако эта красота вредит стенам маяка. Только после генерального ремонта в конце девяностых стены были укреплены и защищены от сырости, затем было разрешено сделать маяк доступным для туристов.
Маяк был построен изначално как вышка на здании лоцманов и был намного ниже - то, что мы видим сегодня, это результат перестройки в 1927 году. Здание лоцманов осталось неизменным.
В фонаре светит лампа накаливания, помещена в линзе Френеля. Внутрь заходить нельзя, но можно туда заглянуть, так как галерея находится на том же уровне.
Высота башни - 21 метров. Так как маяк находится практически на уровне моря, его свет находится ниже высоты башни - 19,7 метра над уровнем моря, его дальность 15 мМ.
Это второй в очереди маяк, который передает световую комбинацию. Период свечения это 15 секунд, последовательность - свет 2 секунды, перерыв 3 секунды, свет 2 секунды, перерыв 6 секунд. Ну, странная такая буква I на азбуке Морзе получается.Маяк Ярославец
Маяк Ярославец - красивый толстяк.
Крупненький такой маяк напоминает оборонительную башню средневекового города. Но сам маяк намного моложе тех времён - первые упоминания были в 1818 году, построили его в 1829. Дом смотрителей, который рядом, был построен позже, в наше время смотрители в ним не живут.
Маяк доступен для туристов, но открывается он только в сезоне и лишь на несколько часов в день - это потому, что смотрителя нет на месте. Сам маяк немного задумчивый, не такой разговорчивый, как другие
В фонарь можно войти, из него можно выйти на внешнюю галерею. В фонаре светит вращающийся состав галогенных ламп (3х6 штук).
Высота башни - 33,3 метра. Маяк построен на небольшом холме, так что свет находится на высоте 50,2 метра над уровнем моря, его дальность 23 мМ.
Это третий в очереди маяк, передающий световую комбинацию. Период свечения это 9 секунд, последовательность - свет 0,45 секунды, перерыв 2,05 секунды, свет 0,45 секунды, перерыв 6,05 секунд.
Маяк записано в реестр памятников старины.Маяк Устка
Маяк Устка - с призраком внутри.
Один из самых красивый маяков на польском побережье - маленький, но атмосферный. Был построен в 1892 году как здание лоцманов с восьмиугольной башней, на которой ставили фонарь. С временем лоцманы переехали в другое здание, а в этом поселились смотрители.
Говорят, что в маяке живёт призрак - увы, я не совсем точно помню историю, рассказанную смотрителем. Надо будет спросить, когда ещё раз приеду туда Знаю только, что призрак довольно застенчивый и увидеть его нелегко. Но можно, если вести себя спокойно
В фонарь заходить нельзя, но можно туда заглянуть, так как галерея находится на том же уровне. В ним светит лампа накаливания, помещена в линзе Френеля.
Высота башни - 19,5 метра. Свет находится на высоте 22,2 метра над уровнем моря, его дальность 18 мМ. Период свечения это 6 секунд, причем свет горит 4 секунды, затем гаснет на 2 секунды.
Маяк записано в реестр памятников старины.Маяк Чолпино
Маяк Чолпино - очередной отшельник из заповедника.
Это тоже один из самых красивых маяков. Так как он находится в самом центре заповедника, к нему надо идти по лесной дороге, примерно полтора километра - но вид из галереи невероятно прекрасный. Поблизости находятся широкие дикие пляжи, самые большие дюны, святая гора древних славян - Ровокул, озера Лебско и Гардно. Ну и, конечно - море и лес.
Маяк был построен в 1872-1875 годах. В 1926 году он получил сферическую оптику Френеля с лампой накаливания. Эта оптика работает здесь до сих пор. Маяк очень молчаливый, но дружелюбный буквально всем - когда я побывал здесь первый раз, в нём завелись... шершни которых потом торжественно переселили в лес (заповедник же).
В фонарь заходить нельзя, доступна только галерея. Причем, относительно недавно - так как до девятостых рядом находилась военная ракетная база.
Высота башни - 25,2 метра. Маяк построен на довольно высоком холме, так что свет находится на высоте 75 метров над уровнем моря, его дальность 21 мМ.
Это четвёртый в очереди маяк, передающий световую комбинацию. Период свечения это 8 секунд, последовательность - перерыв 2 секунды, свет 1 секунда, перерыв 2 секунды, свет 3 секунды.Маяк Стило
Маяк Стило - чугунный полосатик.
Это третий в очереди отчельник на польском побережье - формально он находится в деревне Осетник (древнее назвение Стило), но надо к нему идти аж 5 километров лесом (похоже как к маяку Кикут). Рядом находится небольшой домик смотрителей. Теоретически здесь можно добраться и на машине, но для этого нужен внедорожник и пропуск от лесной службы
Маяк является одним из двух полностью чугунных польских маяков. Был построен в 1904-1906 годах, причем башня была чугунной, а фонарь - деревянный В 1926 году фонарь перестроили и ставили оптику Френеля с лампой накаливания. В 2006 году, в столетие открытия маяка, состоялся генеральный ремонт.
Поблизости маяка находятся развалины наутофона, башня которого была перенесена в Ястарню и стала тамошним маяком.
В фонарь войти нельзя - доступна лишь галерея ниже его.
Высота башни - 33,4 метра. Маяк построен на высоком холме, так что свет находится на высоте 75 метров над уровнем моря (как в Чолпино), его дальность 23,5 мМ.
Это пятый в очереди маяк, передающий световую комбинацию. Период свечения это 12 секунд, последовательность - свет 0,3 секунды, перерыв 2,2 секунды, свет 0,3 секунды, перерыв 2,2 секунды, свет 0,3 секунды, перерыв 6,7 секунды. Получается почти буква S на азбуке Морзе Маяк Розеве
Маяк Розеве (старший) - ангел-хранитель кораблей.
У этого маяка - длинная и странная история. На самом деле, она касается двух маяков (фото младшего пониже).
Первые упоминания о навигационном свете на мысе Розеве были уже в 1696 году - тогда первый раз её означили на шведской карте. В 1821 году была построена самая нижняя часть башни, которая сегодня становит основание для чугунных частей. Так как в семидесятых годах XIX cтолетия маяк частично перекрыли кроны деревьев - в 1875 году был построен второй маяк.
[url=flic.kr/p/2hfKvnd]
Маяк Розеве (младший) - забытый всеми Свет.
Так сложилось, что в 1875-1910 годах оба маяки светили вместе - а потом деревья перекрыли оба маяка. Пришлось перестроить старший маяк - тогда у него появилась первая чугунная часть. Младший маяк погасили, потом у него даже снесли фонарь - только теперь его заново отстроили.
В 1978 году маяк снова перестроили, добавляя вторую чугунную часть. В таком виде он находится до сих пор.
Рядом с маяком сохранилась паровая электростанция, дом смотрителей, сарай, который теперь картинная галерея. Внутри маяка находится выставка музея истории маяков и уголок памяти польскому писателю, Стефану Жеромскому. С маяком связана есть семья смотрителей о фамилии Взорэк, которые работали здесь с 1920 до 1980 года.
У маяка есть три галереи, причем выйти можно на нижнюю и среднюю. В фонарь можно зайти - но выйти на его галерею невозможно. В фонаре светит вращающийся состав галогенных ламп (2х20 штук).
Высота башни - 32,7 метра. Маяк построен на очень высоком клифе, так что свет находится на высоте 83 метров над уровнем моря (второй по высоте), его дальность 26 мМ.
Период свечения это 3 секунды, причем свет горит 0,1 секунды, затем гаснет на 2,9 секунды.
С маяком связана есть красивая легенда, но о ней я напишу отдельно ))Маяк Ястарня
Маяк Ястарня - самый маленький Свет.
Этот маяк был построен как наследник маяка из 1938 года, который был взорван во время обороны хэльской косы. Он - второй после Стило полностью чугунный маяк на польском побережье.
Как башня была использована верхняя часть наутофона Стило - получился самый крохотный маячок, которого еле видно среди крон деревьев. Именно из-за размеров туристов внутрь не пускают - там очень узкая винтовая лестница.
В фонаре светят две лампы накаливания, про оптику неизвестно, но наверное там есть небольшая линза Френеля.
Высота башни - 13,5 метра (самая низкая). Маяк построен на холмике, так что свет находится на высоте 22 метров над уровнем моря, его дальность 15 мМ.
Маяк передает световую комбинацию в виде буквы А в азбуке Морзе. Период свечения это 20 секунд, последовательность - свет 2 секунды, перерыв 2секунды, свет 7 секунд, перерыв 9 секунд.Маяк Хэль
Маяк Хэль - море вокруг.
Маяк находится на самом конце хэльской косы. Он тоже наследник, можно сказать - его построили в 1942 году, почти на месте взорванного во время боев в 1939 маяка. Этот прежний маяк был построен в 1806-1827 годах. А вот этого красного джентльмена построили в девять месяцев!
Первые упоминания о навигационном свете на этом месте были уже средневековье, но на карте оно было означено только в 1647 году. Первая, ещё деревянная башня была построена в 1702 году. Вторая - в 1792 году. Этот маяк - четвёртый на этом месте
В фонаре светит лампа накаливания, помещена в линзе Френеля. В фонарь можно войти, на галерею уже нет - она узкая, да и над фонарём работает радар. Лестница очень крутая.
Высота башни - 41,5 метра. Так как маяк находится практически на уровне моря, его свет находится ниже высоты башни - 40,8 метра над уровнем моря, его дальность 17 мМ.
Период свечения это 10 секунд, причем свет горит 5 секунд, затем гаснет на 5 секунд (причем, свет виден лишь в узком секторе 151-102 градусов).Маяк Гданьск Северный Порт
Маяк Гданьск Северный Порт - самый экстравагантный.
Самый молодой, самый странный, самый одинокий - к нему нельзя даже подойти, потому что он находится на закрытой территории Северного порта. На самом деле это здание управления портом (капитанат), на которым установили фонарь. Заодно это единственный маяк, у которого есть лифт )))
Был построен в 1984 году, является наследником маяка Гданьск Новый Порт.
Высота башни - 56 метров. Высота света - 61 метров над уровнем моря, его дальность 25 мМ.
Это шестой в очереди маяк, передающий световую комбинацию. Период свечения это 9 секунд, последовательность - свет 0,5 секунды, перерыв 1,5 секунды, свет 0,5 секунды, перерыв 1,5 секунды, свет 0,5 секунды, перерыв 4,5 секунды.Маяк Гданьск Новый Порт
Маяк Гданьск Новый Порт - самый красивый. И мой самый любимый.
Входит в число самых красивых маяков северной Европы. Согласно легенде, он - близнец уже несуществующего маяка в Кливленде. Был построен в 1893 году и, кроме маяка, исполнял роль башни лоцманов - поэтому у него был шар времени.
У этого маяка очень грустная история, о которой я написал отдельный рассказ. С 1984 года он не действует - теперь это частный музей.
Высота башни - 27 метров. Высота была на таком же уровне, его дальность 17 мМ. Во время ремонта в 2008 году был реставрирован шар времени, который теперь - один из двух действующих в Европе.
Маяк записано в реестр памятников старины.Маяк Крыница Морская
Маяк Крыница Морская - последний рубеж.
Очередний наследник, стоящий рядом с основаниями погибшего брата. Прежний маяк был построен в 1895 году и был взорван фашистами в 1945 году. Тогда на маяке погибло несколько советских солдат - немцы нарочно выждали, пока они не поднимутся на верхушку. Солдаты были похоронены вместе с другими павшими в бое в братской могиле, которая до сих пор находится рядом с маяком.
Этот маяк был построен уже после войны и начал светить в 1951 году. С верхушки хорошо видно не только море, но и Вислинский залив, а также кусочек Калининградской области
В фонаре ним светит лампа накаливания, помещена в линзе Френеля. В него можно зайти, а вот выход на галерею закрыт из-за радара.
Это седьмой в очереди маяк, передающий световую комбинацию. Период свечения это 12 секунд, последовательность - свет 2 секунды, перерыв 2 секунды, свет 2 секунды, перерыв 6 секунд.Вот и сы прошли вдоль польского побережья, собирая крупмцы света маяков
кто прочитал, прошу отметиться хотя бы в голосовалке - я эту запись строчил несколько часов
А это, конечно, портрет Бэггинса
у которого на шляпке награды за любовь к маякам. Это три значка БЛИЗА - бронзовый, серебрянный и золотой. Благодаря им можно посещать все польские маяки бесплатно )))
Как получить такие значки, можно прочитать
здесь.
И какое изумительное определение маяка - ангел-хранитель кораблей....
И вам спасибо за отзыв желаю, чтобы мечта исполнилась, наши маяки очень ждут гостей
Подскажите, пожалуйста, много времени может занять такое путешествие, удобно ли добираться от одного к другому на машине, например? Надо же еще брать в расчет, что открыты маяки не до вечера, да?
Я постараюсь написать отчёт с маршрутами, но уже теперь могу сказать, что это путешествие на три-четыре дня просто не все они доступные прямо с дороги - к трём отшельникам надо идти лесом три до пяти километров. Кроме того рядом с ними есть красивые места, которые стоит посетить. К тому, который похож на мельницу, надо вообще на пароме добираться ))
Маяки открыты в основном в сезоне (кроме трёх недоступных), примерно с восьми утра до шести вечера. К некоторым есть очереди, у всех ограниченное число людей, которые могут одновременно находиться на верхушке. Это тоже надо учтить. Вообще-то думаю, что неделя - самое хорошее время такого путешествия чтобы не спешить и везде успеть. Моё личный рекорд за день это пять маяков, но я тогда был вынужден очень спешить. И потом немного жалел.
С ночевкой попутно не должно быть проблем - там везде пансионы, можно зараннее заказать на букинге, триваго или других сайтах. Правда, в сезоне с однодневной ночевкой может быть немного сложно, но это надо просто проверить. Что-то всегда найдётся
В августе у нас (не помню, в которые выходные точно) происходит мероприятие "Ночь маяков". И тогда можно подняться на один, избранный организаторами, маяк. Я уже несколько лет собираюсь поехать, но пока не получается. А это ведь очень красиво, наверное - подняться в фонарь и прикоснуться Света...
И какое изумительное определение маяка - ангел-хранитель кораблей....
Они все - ангелы-хранители кораблей, но у маяка Розеве есть особенное право на это звание - он бережёт очень опасный участок моря. Там есть много подводных рифов, в том числе один, который называют "Чёртов Зуб" или "Чёртов камень" - согласно морскому рассказу, на этом рифе сидит дьявол, который манит моряков к берегу и радуется, когда судно тонет.
С этим маяком связана есть красивая легенда, благодаря которой я так его называю. Когда встать в фонаре, можно её услышать Я постараюсь рассказать её - от его имени.
Ловлю на слове=)